История завода «Монументскульптура» берет начало в литейных мастерских Академии художеств.
Прогуливаясь по улицам Петербурга, каждый раз мы поддаемся обаянию города, раскинувшегося на берегах Невы, чей облик начал формироваться еще в далеком XVIII веке. По указу Петра в развивающийся город стали приглашать иностранных мастеров, чтобы те способствовали созданию города европейского уровня. Со временем в связи с разрастающимися масштабами строительства специалистов стало не хватать, поэтому император решает основать собственную школу, чтобы воспитывать российских умельцев, в числе которых были бы архитекторы, живописцы, а также скульпторы. Петр мечтал открыть просветительское учебное заведение, в котором бы обучали наукам, художествам и ремеслам. Пройдет еще достаточное количество лет, прежде чем официально будет основана Академия художеств в 1764 году, уже в годы правления императрицы Екатерины II.
Продолжая во всем политику Петра I, в том числе градостроительную, Екатерина возводит многочисленные постройки, но уже в стиле классицизма, который приходит в середине 60-х годов XVIII века на смену торжественному, помпезному стилю барокко.
Примером раннего классицизма служит само здание Академии художеств. Наряду с элементами зарождающегося классицизма в нем все же еще присутствуют черты, связанные с отходящим в прошлое барокко. А вот одно из близлежащих зданий, занимающих место на территории, также выкупленной для нужд академии, — постройка, в которой отражены принципы уже зрелого классицизма. Авторство его принадлежит А.Д. Захарову. Именно с этого дома, точнее, с литейной мастерской, находящейся в нем, и берет свое начало история завода художественного литья «Монументскульптура».
Как уже было отмечено ранее, строился Петербург. Также шло активное возведение многочисленных усадеб и резиденций в его пригородах. Не уступала по масштабам застройки и Москва. Соответственно, со второй половины XVIII века начинается расцвет и русской скульптуры в связи с ее неотъемлемой связью с архитектурными формами. Скульптурные группы появляются как отдельно стоящие на фасадах, вплетаясь в общую стилистику оформления зданий, в рельефах, раскрывающих какой-либо сюжет или аллегорию, так и обособленно в садово – парковых ансамблях английского и французского стилей.