';

История завода «Монументскульптура»

История завода «Монументскульптура» берет начало в литейных мастерских Академии художеств.

Прогуливаясь по улицам Петербурга, каждый раз мы поддаемся обаянию города, раскинувшегося на берегах Невы, чей облик начал формироваться еще в далеком XVIII веке. По указу Петра в развивающийся город стали приглашать иностранных мастеров, чтобы те способствовали созданию города европейского уровня. Со временем в связи с разрастающимися масштабами строительства специалистов стало не хватать, поэтому император решает основать собственную школу, чтобы воспитывать российских умельцев, в числе которых были бы архитекторы, живописцы, а также скульпторы. Петр мечтал открыть просветительское учебное заведение, в котором бы обучали наукам, художествам и ремеслам. Пройдет еще достаточное количество лет, прежде чем официально будет основана Академия художеств в 1764 году, уже в годы правления императрицы Екатерины II.

Продолжая во всем политику Петра I, в том числе градостроительную, Екатерина возводит многочисленные постройки, но уже в стиле классицизма, который приходит в середине 60-х годов XVIII века на смену торжественному, помпезному стилю барокко.

Примером раннего классицизма служит само здание Академии художеств. Наряду с элементами зарождающегося классицизма в нем все же еще присутствуют черты,  связанные с отходящим в прошлое барокко. А вот одно из близлежащих зданий, занимающих место на территории, также выкупленной для нужд академии, — постройка, в которой отражены принципы уже зрелого классицизма. Авторство его принадлежит А.Д. Захарову. Именно с этого дома, точнее, с литейной мастерской, находящейся в нем, и берет свое начало история завода художественного литья «Монументскульптура».

Как уже было отмечено ранее, строился Петербург. Также шло активное возведение многочисленных усадеб и резиденций в его пригородах. Не уступала по масштабам застройки и Москва. Соответственно, со второй половины XVIII века начинается расцвет и русской скульптуры в связи с ее  неотъемлемой связью с архитектурными формами. Скульптурные группы появляются как отдельно стоящие на фасадах, вплетаясь в общую стилистику оформления зданий, в рельефах, раскрывающих какой-либо сюжет или аллегорию, так и обособленно в садово – парковых ансамблях английского и французского стилей.

История художественного центра России XVIII века по производству памятников началась с литейной мастерской, входившей в состав Академии художеств. В ней под присмотром опытных мастеров проходили обучение будущие профессиональные ремесленники и выдающиеся скульпторы. Здесь же совершенствовали существовавшую технологию художественного литья.

Качество исполненных произведений не вызывало сомнений, поток государственных заказов в течение долгого времени не иссякал.


Отливали памятники не только для Петербурга и его окрестностей, но и для других городов по всей России.

Мастерская со временем приобрела такую широкую известность, что сюда стали приходить люди только для того, чтобы своими глазами увидеть чудо создания монументов.

История завода

А посмотреть действительно было на что. Ведь именно в этом доме увидели свет бронзовые фрагменты Казанского собора, небезызвестные памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, установленные перед ним, памятник Минину и Пожарскому в Москве…

Едва ли кто-то не знает конную статую Николая I на Исаакиевской площади, бронзовых «Укротителей коней» П. К. Клодта на Аничковом мосту! Но не все знают, что и эти монументы были выполнены на Литейном дворе Академии художеств.

Шло время. Произведения все так же отличались первоклассным уровнем исполнения. Но понемногу количество заказов стало сокращаться. Связано это было только с тем, что стали появляться многочисленные конкуренты в лице частных заводов.

Возрождение литейной мастерской уже в качестве завода «Монументскульптура» состоялось в 1922 году с отливки в бронзе бюста Н. А. Некрасова. По плану монументальной пропаганды, выдвинутой В. И. Лениным, в городах СССР надлежало установить монументальные аллегорические композиции, памятники крупным общественным деятелям, деятелям в области русской и зарубежной культуры – ученым, философам, поэтам и писателям, музыкантам, актерам. Для осуществления «плана» были привлечены известнейшие советские скульпторы, по моделям которых отливали памятники на заводе художественного литья «Монументскульптура». Предприятие гордится сотрудничеством с ведущими мастерами: В. В. Лишевым, М. Г. Манизером, Е. В. Вучетичем, и многими другими.

С началом Великой Отечественной войны большая часть коллектива ушла на фронт, встав на защиту Родины. Но, несмотря на это, завод не был закрыт. Оставшиеся рабочие выпускали все необходимое для нужд фронта – детали миноискателей, радиоаппаратуру, отливали корпуса гранат и мин. Жили прямо на предприятии, стараясь оградить его от пожаров.

Еще не кончилась война, когда весной 1944 года рабочие завода приступили к восстановлению памятников искусства. Завод принял участие в создании мемориалов в городах союзных республик СССР и в городах других стран.

Фигура советского Воина-освободителя  в Трептов-парке в Берлине по сей день трогает сердца, каждый раз напоминая о подвиге тех, кто отдал жизнь во имя Победы.

После войны рабочие завода «Монументскульптура» активно участвовали в восстановлении довоенного облика города и воссоздании скульптур, утраченных в ходе военных действий. Так, особая гордость коллектива – исполненная вновь главная скульптура Большого каскада «Самсон, раздирающий пасть льва». Трудились над ней днем и ночью, но поставленная задача была выполнена. 31 августа 1947 года «Самсон»  снова ожил.

К 300-летию города скульптуру отлили на заводе «Монументскульптура» по сохранившимся чертежам и моделям Александра фон Бока. Начинал работу над воссозданием композиции М. К. Аникушин, но завершали задуманное уже его ученики под руководством В. Э. Горевого и покровительством президента Российской академии художеств З. К. Церетели.

Тогда же, в круглом замкнутом дворе академии появился памятник первому основателю академии художеств И. И. Шувалову, отлитый также на заводе художественного литья «Монументскульптура» по проекту З. К. Церетели.

Президент академии художеств активно сотрудничает с предприятием, доверяя его внимательным рабочим отливку своих скульптур. Специалисты, используя уникальные технологии, изготавливают памятники, известные во всем мире.

Работы, исполненные на заводе, можно увидеть в Старом и Новом Свете. Все они исполнены на высоком профессиональном уровне. По-другому на «Монументскульптуре» не работают. В современном мире, в условиях стремительно развивающихся технологий, «Монументскульптура» остается единственным в своем роде предприятием, в котором сохраняются традиции классической скульптурной школы, что подчеркивает его уникальность и актуальность.